Вернер Херцог - Биография

Вернер Херцог (Вернер Штипетик) родился 5 сентября 1942 года в Мюнхене. Вырос на ферме в Баварских горах. После развода родителей вместе с матерью переехал в Мюнхен, там же в 1961 году окончил колледж. Путешествовал по Югославии и Греции (в 1956 году), несколько месяцев работал в Манчестере наездником родео (правда или миф?). В возрасте 16 лет принял католическую веру. В 1964 году побывал в Мехико, по его словам, на деньги, полученные от контрабанды винтовок (по другим источникам - телевизоров) через мексиканскую границу. В 1966 году работал на американском ТВ.
В 1974 году прошёл пешком от Мюнхена до Парижа, чтобы увидеть больную Лотту Айснер. Издал дневник своего путешествия под названием "Vom Gehen im Eis" (Прогулка по льду). В 1979 году получил литературную премию Rausirer Literaturpreis.
По его словам, знал о том, что будет снимать кино еще в 14 лет. Первую ленту (Геракл) снял в 1962 году, открыл собственную кинофирму в 1963 году. Изучал историю, литературу и теорию драмы в Мюнхене и Питтсбурге (Fulbright). Бросил учёбу и стал учиться снимать кино. Никогда не посещал киношколу, не имеет формального кинообразования.
В 1964 году получил приз Карла Майера за сценарий, по которому снял свой первый фильм "Признаки жизни"(1967)/Lebenszeichen, который финансировала студия Kuratorium Junger Deutscher Film (бюджет 300 тысяч марок).
Кадр из фильма Загадка Каспара Хаузера Фильм получил госпремию (Bundesfilmpreis) за лучший дебют. Наиболее известные фильмы Херцога: "Агир: Ярость Господня" (1972) с Клаусом Кински, он же сыграл главные роли в "Носферату" (1979), "Войцеке" (1979), "Фицкаральдо" (1982), и COBRA VERDE (1987).
Крупнейшим успехом режиссёра стал фильм "Каждый за себя и Господь против всех/ Тайна/ Загадка Каспара Хаузера"(1974), который выиграл Специальную премию в Каннах и Федеральную кинопремию. Херцог известен своей привязанностью к маргинальным фигурам и экзотическим пленерам. Он снимает в Перу, Бразилии, Австралии. Новые фильмы получившие признание - "Там где дремлют зеленые муравьи" (1984) и COBRA VERDE (1987).
После этого он снял несколько документальных фильмов. Херцог, "провидец" Нового немецкого кино, настаивает на том, что "кино не искусство ума, но созвучий". Сейчас он живёт в Мюнхене со своей женой журналисткой Мартой Громан, которая также играет главные роли в некоторых его фильмах.
* * *
Сумасбродный гений?
Эзра Фридман
Рецензия на фильм "Сквозь тёмное стекло: Видения Вернера Херцога"

Хотя общеизвестно, что желания всех и каждого всегда видны, но недостижимы, немецкий режиссёр Вернер Херцог взял на себя миссию раздвинуть пределы человеческого духа, разбив цепи реальности и высвободив некую энергию.
Визуальные метафоры и комментарии Херцога относительно природы снов и тех, кто предпочитает упасть в бездну, что увидеть свои сокровенные желания - как раз то, чего многие режиссёры избегают. Он же не только делает этот решительный шаг, но связывает падение и подъём, чтобы описать находящееся между реальным и нереальным. Темами его фильмов становятся конкистадоры, которые доискиваются начал ненормальности среди Амазонских джунглей, альпинисты, покоряющие величайшие вершины мира и духа, мрачный мир слепоглухой женщины и даже влияние вампиров на общество, позабытое Богом.
"Я думаю, что его кино провидческое. Он один из величайших режиссёров современности", - говорит Герберт Голдер, профессор Бостонского университета, давний друг и коллега Херцога. - "Фильмы Вернера испытывают человеческие чувства в экстремальных ситуациях. Когда попадаешь в такую ситуацию, то можешь достичь высот смелости и глубин духа. Он грезит с открытыми глазами, и его видения оригинальны и всеохватны".
ФИТЦКАРРАЛЬДО, самый знаменитый - и провальный - фильм Херцога рассказывает о человеке, который стремится построить оперный театр в центре Амазонских джунглей. Неповторимый Клаус Кински играет одну из лучших своих ролей - эксцентричного ирландца, который попадает в пресыщенный мир Маркесовского буйства и волшебства. Индейцы дживеро считают, что "повседневная жизнь всего лишь иллюзия, за которой кроется реальность видений". Они видят в огромном пароходе Фицкарральдо средство умилостивить гневных богов, которые намереваются оставить их мир недоделанным.
Чтобы сценарий Херцога совпал с его видением, ему пришлось действительно затащить корабль на вершину горы. В процессе кропотливой работы они столкнулись со всеми возможными неприятностями - племенным бунтом, забастовкой съемочной группы, засухи и наводнения. Херцог как-то умудрился втащить судно на вершину горы силою своей мечты, создав достоверный портрет первобытности и один из ярчайших примеров трансцендентного кино. Поначалу это вызвало большие потери, и он стал мишенью для многочисленных обвинений в беспечности. По иронии судьбы, больше всего кривотолков возникло вокруг документальных кадров, которые он сам подготовил.
"Всё это поставили с ног на голову", - говорит Голдер. - "Все эти неприятности не связаны с безответственностью Херцога. Он никогда намеренно не станет подвергать чью-либо жизнь опасности. Он законченный профессионал.
Рассказывали и о стычках с Клаусом Кински. Они работали в Амазонии над фильмом "Агир: Ярость Господня" в крайне тяжелых условиях. Кински вспоминает об этом в своей недавно переизданной автобиографии "Невырезанный Кински". "Огромные красные муравьи должны были впиться в его глаза, сожрать его яйца и кишки. Он должен заболеть чумой! Сифилисом! Малярией! Проказой! Бесполезно; чем больше я желаю ему самой ужасной смерти, тем больше он меня преследует". И всё же наиболее успешные фильмы они сделали вместе. Кински сыграл одно из лучших воплощений вампира Носферату, воплотил самый потрясающий вариант отношений человека и Бога в "Войцеке". Оба они признают, что наверное, это судьба свела их вместе.
"Его фильмы могут быть сколь угодно фантастичны, но они более реальны, чем вся голливудская продукция", - заключает Голдер. - "Он помогает увидеть знакомый ландшафт свежими глазами - чудесное в мирском".